Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в средней группе по теме «Королева Вилка»

Скачать документ



Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в средней группе по теме «Королева Вилка».

Цели:

  1. Познакомить детей с историей появления вилки, с процессом ее преобразования человеком, активизировать познавательную деятельность детей.

  2. Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и строением, назначением и материалом. Закреплять умение различать дерево, пластмассу, металл, определять их признаки, расширять представление об их свойствах и качествах.

  3. Обогащать словарь детей названиями исследовательских действий и особенностей.

  4. Учить следовать указаниям воспитателя, внимательно слушать ответы детей, замечать неточности.

Материал:

  • деревянные палочки с острыми и тупыми концами;

  • палочки с раздвоенным концом – рогатина;

  • ломтики сырой моркови;

  • тарелки;

  • металлические вилки;

  • пластмассовые вилки;

  • картинки, иллюстрирующие прошлое вилки.

Ход занятия.

  1. Мотивационно побудительный этап

  1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сегодня пойти в гости. Посмотрите: кто это сидит на стульчике и грустит? Давайте спросим, что случилось?

Вини-Пух: Меня в гости не приглашают.

Воспитатель: Почему?

Вини-Пух: Не знаю. Раньше, когда я к ним приходил, всегда сразу с радостью бежал к столу и все съедал. Но друзья смотрели, как я ел и чему- то удивлялись.

Воспитатель: А чем ты ел?

Вини-Пух: Конечно, лапами! А разве вы не руками едите?

Воспитатель: Конечно, нет! Какими столовыми приборами мы пользуемся? (ложкой, вилкой).

Вини-Пух: Ложку я видел. А что такое вилка?

II.Организационно – поисковый этап.

Воспитатель: Давайте вместе с Вини-Пухом отправимся в гости к Королеве Вилке, там мы сможем узнать много интересного.

Раз, два, три – на месте повернись.

В королевстве вилок очутись!

Королева: Я Королева Вилка. И пришла к вам рассказать о своих ближайших родственниках – вилках. Как вы думаете, вилка всегда была такой? Давным-давно люди жили в пещерах, ели ягоды, грибы, разные растения. И ели их руками. Удобно есть руками? Конечно, неудобно. Поэтому люди стали думать, как сделать так, чтобы удобнее было есть. Думали- думали, искали-искали и нашли! ( Показывает палочку). Удобно ли палочкой накалывать продукт? Я принесла такие палочки-вилки (раздает палочки). Посмотрите на палочки, какие они? (одни острые, другие тупые). Давайте попробуем наколоть одной и другой, какой получается?

Опыт № 1. «Тупые — острые».

Палочки острые, палочки тупые, ломтики моркови.

Ход опыта:

Уколоть морковь острыми и тупыми палочками.

  • Какой палочкой удалось наколоть морковку?

Вывод: Удобно наколоть морковь острой палочкой.

  • Почему?: потому что у этой палочки острый конец.

  • Значит, какие палочки необходимо было искать? (острые)

  • Как вы думаете, что легче найти острую палочку или взять любую и заточить? (удобнее заточить)

  • Поэтому люди стали затачивать конец палочки острым камнем.

Опыт № 2.

Палочки с острым концом , палочки с раздвоенным концом, ломтики моркови.

Ход опыта:

Наколоть ломтики моркови по очереди на палочку с острым концом, потом на палочку с раздвоенным концом.

  • Как вы думаете, какая вилка удерживает пищу лучше?

Вывод: вилка с раздвоенным концом удерживает пищу лучше.

  • Но и у этой вилки были свои недостатки. Посмотрите внимательно из чего

сделана эта палочка (из дерева). Значит она какая (деревянная). Как вы думаете, чем неудобна такая деревянная вилка – рогатина? (непрочная, тонкая, ломалась, могла сгореть на костре).

Люди стремились найти другой материал. Так появились вилки из металла. Если они сделаны из металла, значит, как про них можно сказать? (металлические). Сколько у нее зубьев? Почему их стало больше? (Чтобы удобно было наколоть пищу). А из чего сделаны вот такие вилки? (из пластмассы). Как вы думаете, зачем они человеку? Давайте попробуем разобраться. Выберем для Вини – Пуха вилку, которой он сможет пользоваться в гостях.

Опыт № 3 «Сравним»

Вилка металлическая, вилка пластмассовая.

Ход опыта:

  1. Потрогайте металлическую и пластмассовую вилки, подержите их в руках. Металлические – какие на ощупь? (гладкие). А пластмассовые? (тоже).

  2. Попробуйте согнуть (пластмасса мягче, металл прочнее).

  3. Сосчитайте, сколько зубчиков на этих вилках? (одинаковое количество).

  4. Потрогайте, острые ли они? (одинаково острые).

  5. Удобные ли вилки? Возьмите правильно.

Вывод: Металлическая вилка – гладкая, прочная, не гнется, имеет 4 зубчика, острая, удобная, а пластмассовая хотя и гладкая, и острая, имеет столько же зубчиков, но гнется и может сломаться.

  • Какую вилку выбрать Вини-Пуху, когда он придет в гости?

(металлическую). Почему? (прочная, удобная).

А зачем тогда человек придумал пластмассовую вилку?

Опыт № 4. «Собираемся в поход».

Столовые приборы металлические и пластмассовые, две прозрачные сумочки.

Ход опыта:

Положить в одну сумочку металлические столовые приборы, в другую – пластмассовые. Сравнить какая сумка тяжелее, какая легче?

Вывод: Значит, человеку понадобиться легкая вилка для того, чтобы брать ее с собой в поход или поездку.

Правила общения с вилкой (алгоритм).

Чем она может быть опасна? (ответы детей).

    1. Рефлексивно — корригирующий этап

Королева Вилка: Пора ребята , возвращаться в детский сад. До свидания, ребята!

Раз, два, три – на месте повернись,

В детском саду очутись!

Воспитатель: Понравилось вам путешествие? Что больше понравилось? (ответы детей).

Дети выставляют портреты вилок по порядку в исторической хронологии.

Добавить комментарий