Занятие по экспериментально – исследовательской деятельности в средней группе «Ветер –невидимка»

Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; учить делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами в процессе экспериментальной деятельности; побуждать активно использовать слова, характеризующие ветер.

  2. Развивать любознательность детей, интерес к опытам.

  3. Воспитывать интерес к неживой природе.

Материалы и оборудование: вентилятор, вертушки, веера, кораблики с парусами.

Ход НОД:

Сюрпризный момент, стоит коробка(шкатулка).

В: ребята, смотрите, что это такое? Давайте посмотрим, что это за коробочка, откроем? Ой, ребята, а здесь, что-то есть (достает разноцветные снежинки с загадками)

Отгадываем загадки.

В: ребята, а вы догадались, о чем мы с вами будем беседовать.

Д:о ветре

В: Что же такое ветер давайте разберемся. Можно ли ветер назвать невидимкой ?

Д: да

В: Почему?

Д: Ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать.

В: Какой бывает ветер?

Д: Сильный, слабый, холодный, колючий, нежным, северный, тихим, прохладным, резким, приятный, теплый, освежающий.

В: А как можно узнать, дует ли на улице ветер?

Д: Можно посмотреть в окно, если веточки качаются; листочки шелестят, значит есть ветер; на улице вертушки крутятся; флаги развиваются; можно открыть форточку, сильный ветер колышет шторы; наклоняются деревья; ощущаем ветер кожей лица.

В: Давайте посмотрим в окно, есть ли сегодня на улице ветер? Как догадались?

Д:

В: Что еще умеет делать ветер?

Д: Гудеть, свистеть, дуть, кружить листья, поднимать пыль, освежать, шуметь, шелестеть, завывать, налетать, качать деревья, развивать флаги, кружить снежинки.

Игра «Дерево»

Подул легкий ветерок –

зашелестели листочки на деревьях

дети шевелят пальчиками

Усилился ветер –

затрепетали, закачались веточки

дети шевелят кистями рук

Совсем испортилась погода,

сильный ветер раскачивает ветви деревьев,

гнет их стволы, клонит к земле кроны

дети раскачивают руками, наклоняясь из стороны в сторону

Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури

дети выпрямляются, шелестят пальцами рук

В: Ахалай махалай превращаемся все в ученых и пройдем в нашу маленькую лабораторию.

В: Ребята, смотрите, что у нас здесь стоит.

Д: Вентилятор

В: Когда он работает, в комнате появляется ветер. Хотите включить вентилятор?

Давайте поднесем к вентилятору кусочки ткани и тонкой бумаги.

Смотрите ребята, что происходит с полосками бумаги.

Д: Они движутся

В: Как вы думаете, у нас в комнате сейчас есть ветер? А где именно он находится? (выслушивает ответы детей)

Выключаем вентилятор.

Что теперь произошло с бумагой?

Д: Она перестала двигаться

В: Почему? Ребята, откуда вдруг у нас тут появился ветер? (вентилятор крутится, воздух движется, получается ветер. Ветер получается тогда, когда воздух движется. Ветер это движения воздуха — вывод детей.

На столах миски с водой. В каждой миске свое "море"- красное, черное, желтое.

В: Ребята в каждом тазике свое море. Какое море?

Д: (спокойное)

В: Почему так решили?

Д: (нет волн, вода не движется)

В: А можно ли сделать волны? Как?

Д: (подуть)

Дети — это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны, чем сильнее дуть, тем больше волны, если подуть сильнее море разбушуется.

В: А теперь ребята опустите парусные кораблики в поддон с водой.

Почему кораблик не плывет?

Д: (нет ветра)

В:Что должно произойти, что бы кораблик поплыл?

Д: (подуть на воду).

Дети дуют на паруса, кораблики плывут.

Художественное слово. А.С. Пушкин.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах,
Ветер весело шумит, судно весело бежит

В: Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.

Что произойдет с кораблем, если ветра нет?

А если ветер очень сильный? Начинается буря и корабль может потерпеть настоящее крушение.

В: Как ещё сделать ветер? Для этого используются веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А как вы уже знаете, ветер-это движения воздуха.

В: а сейчас мы немного поиграем.

Ребята посмотрите, какой сюрприз, что же это? (корзина с вертушками).

Давайте подуем на вертушку. Что с ней происходит? Почему она вертится? Потому что ветер летит и ударяется о лопасть вертушки, толкает её. Она вертится.

Я буду задавать вопрос, а вы мне должны будете отвечать хороший это ветер или плохой .

  1. Чем может ветер навредить человеку: разрушает дома, ломает деревья в саду, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза, переворачивает машины.

  2. Чем помогает человеку ветер: надувает паруса, вертит крылья мельницы, проветривает, освежает воздух в комнате, сушит белье.

  3. А можно ли самим создать ветер (помахать рукой, веером, включить вентилятор).

да ребята, мы неплохо потрудились:

  • ветерками были? (да)

  • учеными были?(да)

  • мы экспериментировали?(да ветер )

Ребята, а сейчас идите и расскажите остальным ребятам, что вы сегодня узнали.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 с. Ярославка муниципального района Дуванский район

Республики Башкортостан

Конспект ООД на тему:

«Ветер- неведимка»

Воспитатель : Юсупова М.Ф.

с.Ярославка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий