Закономерности образования древнерусского государства

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ АВИАСТРОЕНИЯ И МАТЕРИАЛООБРАБОТКИ»

Методическая разработка урока истории

по теме:

«Образование древнерусского государства»

Разработала:

Преподаватель общественных

дисциплин

Панюшина Любовь Петровна

Иркутск 2015

Урок по теме: «Закономерности образование древнерусского государства».

  1. Краткая аннотация:

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Место урока в учебном плане: итоговый по теме: «Русь в 9 – начале 12 вв.».

Методы: словесный, наглядный, самостоятельная работа.

Оборудование урока:

  1. компьютер, мультимедиа проектор

  2. мультимедийная презентация «Образование древнерусского государства»

  3. компьютерный тест «Деятельность первых русских князей»

  1. Учебный предмет: История России

  2. Уровень образования студентов: представленная разработка предназначена для работы со студентами I курса, строится на хорошей знаниевой базе.

  3. Форма учебной работы: классно-урочная; внеклассная (подготовка к экзаменам).

  1. Описание разработки:

Задачи.

Образовательные:

  • повторение и обобщение знаний по теме: «Русь в 9 – начале 12 вв.»;

  • формирование целостного представления об основных закономерностях складывания раннего государства на примере государства Киевская Русь.

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма на примере великих предков;

  • развитие эмоциональной сферы студентов за счет использования IT – технологий.

Студенты должны уметь:

  • определять роль личностного фактора в исторических процессах на основе изучения исторических источников древнерусской истории;

  • уметь использовать метод альтернативности исторического развития при сравнении деятельности первых русских князей;

Развивающие:

Студенты могут и должны уметь:

  • устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями;

  • самостоятельно оценивать значение различных событий и роль в них исторических персонажей;

  • владеть компьютерными и тестовыми технологиями.

Роль преподавателя: преподаватель выступает главным образом в роли координатора самостоятельной деятельности студентов, составителя материалов и помощника в закреплении изученного материала.

Оборудование урока: компьютеры, мультимедиа проектор;

    • мультимедийная презентация Microsoft Power Point «Образование древнерусского государства», используемая в двух вариантах (в том числе с музыкальным сопровождением);

    • компьютерный тест «Деятельность первых русских князей». Авторская тестовая программная оболочка TestPro разработана студентом Солдатовым С., студентом группы № 11

Организация работы.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Закономерности складывания раннего государства. Государство Киевская Русь.

  3. Деятельность первых русских князей.

  4. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока.

При проведении повторительно-обобщающего урока важным является систематизация изученного материала, выделение ключевых моментов темы, выявление межпредметных связей и закрепление полученных знаний. Для достижения этих целей на уроке использованы мультимедийная презентация «Образование древнерусского государства» и компьютерный тест «Деятельность первых русских князей».

  1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока.

  1. Закономерности складывания раннего государства. Государство Киевская Русь.

Вопросы для обсуждения:

  • Великое переселение народов и роль славян в этом процессе. Племенные союзы восточных славян в 9 в.

Кривичи

Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины

Вятичи

Река Ока

Словене ильменские

Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов

Радимичи

Река Сож

Древляне

Река Припять

Дреговичи

Между реками Припять и Березина

Поляне

По западному берегу реки Днепр

Уличи и Тиверцы

Юго-запад Восточно-Европейской равнины

Северяне

По рекам Десна, Сейм, Сула, Северский Донец

Хорваты, Дулебы

Подунавье и Прикарпатье

Полочане

Бассейн реки Западная Двина

Волыняне, Бужане

Прикарпатье

Задание № 1 Письменно расположить восточнославянские племена по оси север-юг и восток-запад вокруг полян.

При использовании интерактивной доски или планшета возможна коллективная работа.

Задание № 2.Выявить предпосылки возникновения государства у славян.

  • политические (усиление роли военной знати — князь, дружина);

  • экономические (возникновение имущественного неравенства);

  • социальные (переход к соседской общине; участие в Великом переселение народов);

  • внешнеполитические (постоянное военное давление соседей — кочевники, варяги).

Задание № 2. Выявить особенности раннего государства: сочетание признаков государства и пережитков родового строя.

Признаки раннего государства

Родовые пережитки

Наследственная власть князя

Сохраняется вече – собрание свободных общинников

Постоянная дружина, лично преданная князю

Народное ополчение в случае необходимости

Особый суд князя

Традиционное право (кровная месть и божий суд)

Появление категорий зависимого населения (холопы, закупы, рядовичи)

Зависимость общинников ограничивается сбором дани

Задание № 3. Охарактеризовать теории возникновения раннего государства у восточных славян – славянская, норманнская. Суть спора норманистов и антинорманистов.

Формирование государства Киевская Русь – киевоцентристская, биполярная и полицентрическая теории.

Версии происхождения слова Русь.

Скандинавская Отечественная

(В.О. Ключевский, В. Томсен) (М.Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков)

  • Русы = норманны = варяги — от названия реки Рось,

  • От финского Ruotsi – Швеция впадавшей в Днепр южнее Киева.

  • От древнеисланд. Rohts – гребцы

Слайды из презентации показываются после обсуждения каждого вопроса и являются еще одной формой закрепления материала.

  1. Деятельность первых русских князей.

Вопросы для обсуждения:

Кто такие Рюриковичи и родословное древо первых русских князей?

Задание № 2 Определить одной фразой историческую роль каждого из первых древнерусских князей. На вопрос ответить письменно.

Задание № 3 Выполнение компьютерного теста «Деятельность первых русских князей». Тест состоит из 30 вопросов и его выполнение рассчитано на 5 минут. Тест позволяет организовать самостоятельную работу учащихся и в динамической форме более тщательно проверить знания учащихся и закрепить полученный результат.

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Студентам представляется возможность самим проанализировать ключевые моменты урока, определить свой уровень участия в нем.

Домашнее задание: сравнить политику первых князей во внутренней и внешней политике, их роль в развитии культуры.

Приложения:

  • мультимедийная презентация «Образование древнерусского государства» — приложения №1.

  • компьютерный тест — приложение №2.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий