Урок-игра "Зарождение демократии в Афинах"

Скачать документ



Урок по Истории Древнего мира

5 класс по теме «Зарождение демократии в Афинах»

Аннотация

Класс

5

Место занятия в структуре образовательного процесса

по учебному плану в рамках раздела №3Древняя Греция, тема №8 «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» образовательной программы по предмету «История Древнего мира» в 5 классах

Тема урока по учебно-тематическому плану

Зарождение демократии в Афинах

Номер урока по теме

2

Тип урока

комбинированный

Цель

Проблемный урок с применением ролевой игры

Задачи

-образовательные:

Учащиеся раскрывают значение понятий: Солон, гражданин, реформы, Народное собрание, демократия.

Характеризуют реформы проводимые Солоном;

продолжить формировать умение работать с источниками;

продолжить формировать умение на основе документальных источников давать характеристику событий и их участников

развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение самостоятельно делать выводы, анализировать;

воспитательные: воспитывать интерес к предмету ; взаимодействия с одноклассниками при работе в группе и при участии в ролевой игре; доказывают свою точку зрения и принимают чужую, если она убедительная

Технологии

ИКТ-технологии, проблемного обучения, развивающего обучения, игровые технологии

Ожидаемые результаты развитие УУД

Показывать на примере реформы Солона смысл понятий «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа.

Сравнивать законы Драконта и Солона

Уметь вести диалог с напарником по заданию, составлять рассказы от имени героев, предложенных учителем.

Давать оценку поступкам Солона.

Оборудование:

  • Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. М: «Просвещение», 2015

  • Экран

  • Проектор

  • Ноутбук

  • иллюстрации учебника,

  • раздаточный дополнительный материал,

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Орг. Момент

(1 мин)

УВЗ: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящей работе

  1. Приветствует учащихся

  2. Отмечает отсутствующих

  3. Обращает внимание на подготовленность класса и самих учащихся к уроку.

  4. Берёт психологическую паузу

Приветствуют учителя. Дежурный сообщает об отсутствующих

Настраиваются на работу

2

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

УВЗ: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.

1УВМ

Мотивация учащихся к освоению нового материала

2 УВМ

Актуализация раннее полученных знаний для осуществления логической связи пройденного материала «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и нового материала «Зарождение демократии в Афинах»

Мы продолжим изучение истории Древней Греции, но для этого надо дать ответы на вопросы

«Как жили древние греки в своих полисах?»

Для этого надо вспомнить:

-что такое полис?

— какие занятия существовали у жителей полиса?

— кто управлял полисом?

— чем был недоволен демос?

Учитель проводит ролевую игру. Перед учащимися ставиться задача: найти ошибки в предложенной ситуации.

Слова учителя.

«А теперь представим, что перед нами правители – архонты, которых входят в ареопаг. Ваша задача определить кто из них мог стать архонтом.»

Учитель раздаёт текст 4 участникам — героям

Учитель задаёт вопросы учащимся:

— Кто из них действительно мог стать архонтом?

Учитель задаёт вопрос

-Почему крестьянин боится долгового камня на своём поле?

-Кто придумал и ввёл такие суровые законы?

-Чем был недоволен демос? Чего он хотел добиться ?

Учитель подводит учащихся с помощью вопросов к новой теме

К чему могло привести недовольство демоса?

Как можно изменить ситуацию в полисе? Что предпринять и провести

Ученики отвечают на вопросы

Древнегреческий город-государство. Кроме города, это государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. Жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия. Жители полисов выращивали оливковые деревья, из которых потом делали оливковое масло, виноград, занимались ремеслом. Полисом управлял совет знати – ареопаг, состоящий из девяти архонтов.

Из учащихся выбирается 5 участников, которые играют предложенные роли. Остальные ученики внимательно слушают и стараются ответить на вопрос : « кто из предложенных героев мог бы стать архонтом»

4 участников рассказывают о себе:

1-ый участник .

Я –бедный ремесленник. Никак мне не удаётся выбраться из нужды. Я ткач, своими руками я зарабатываю себе на жизнь, жалкие гроши.

2-ой участник.

Я- знатный богатый афинян. Я происхожу из древнего рода. У меня большой дом в центре города, полной драгоценной посуды и красивой мебели. У меня есть участок плодородной земли, на котором мои рабы ухаживают за оливковой рощей.

3-ий участник

Я богатый купец. Когда то я был бедный, но потом стал заниматься торговлей и на одной удачной сделки разбогател. У меня есть богатый дом, полных дорогих вещей и рабов

4-ый участник.

Я бедный крестьянин. В нашей долине никто лучше меня не умеет пахать землю и выращивать богатые урожаи. Да что толку! Часть урожая я отдаю богатому соседу за долги, и мне почти ничего не остаётся. Если на следующий год будет неурожай, то мне поставят на участок долговой камень.

Дети отвечают на поставленный вопрос:

Архонтом мог стать только знатный и богатый человек. Это участник №2

Учащиеся отвечают на вопрос учителя

Долговой камень ставиться на участок, если хозяин не может вовремя отдать долг. Если не отдаст – отберут участок. Станет он тогда батраком у богача. Если и наследующий год не отдаст, то вынужден будет отдать жену, детей, а то и самого себя в рабство.

-Эти законы ввёл архонт Драконт.

-Демос хотел участвовать в управлении страной

-отмены долгового рабства

-осуществить передел земли.

С помощью наводящих вопросов ученики вовлекаются в обсуждение проблемы и выдвигают свои идеи.

подходят к формулировке темы нового урока – восстание демоса и преобразование в полисе.

Изучение нового материала

Сообщение темы изучаемого материала «Зарождение демократии в Афинах»

Вступительное слово учителя:

«Мы знаем, что демос добивался права управления Афинами и требовал отмены долгового рабства и передела земли. Для того чтобы изменить эту обстановку в стране знать и демос в 594 г н.э. сообща избрали архонтом Солона. Он начал осуществлять преобразования в стране с помощью реформ»

Тема сегодняшнего урока «Зарождение демократии в Афинах»

Внимательно слушают учителя и записывают тему в тетрадь

Постановка проблемного вопроса, решение которого осуществляется с помощью игры.

1.УВМ

Постановка учащихся перед учебной проблемой

2УВМ подготовка к ролевой игре

Формирование рабочих групп

Как можно было изменить жизнь в Афинах с помощью реформ.

1 группа подготовить рассказ о Солоне, от имени самого Солона.

2 группа подготовит монолог от имени земледельца

3 группа – от имени архонта

4 группа – от имени судьи.

5 группа – свободный афинянин-ремесленник.

В рассказах должны быть ответы на вопрос –«Как изменилась жизнь героя после проведения реформы?»

Учащиеся осмысливают и записывают в тетрадь проблемный вопрос

Учащиеся разбиваются на группы. Получают задание . Изучают параграф учебника, дополнительный материал подготовленный учителем, составляют рассказ.

Ролевая игра

Заслушивает выступление учеников, задаёт вопросы, отмечает наиболее активных членов групп

От каждой группы выступает ученик, который от имени героя ведёт рассказ. Выступающие должны говорить с позиции своих героев

По мере выступления каждого ученика остальные заполняют предложенную учителем таблицу

Первичное закрепление нового материала

Учитель подводит итоги игры. Производит фронтальный опрос:

-Чьи законы отменил Солон?

-Как в законах Солона решался вопрос о долгах населения?

— Кто мог стать архонтом?

— Какой новый орган власти создал Солон?

— Чем занимался совет ареопагов?

-Кто мог присутствовать на судебном заседании?

— Кто мог стать судьёй?

Учащиеся отвечают на вопросы, ориентируясь на свои записи в тетради и текстом учебника

Игровой момент

Учитель вносит «чёрный ящик» и задаёт вопрос.

В этом ящике находятся предметы, с помощью которых в Афинах судьи определялась виновность человека . Что это такое? Как это работало?

Ученики отгадывают, что находиться в чёрном ящике и отвечаю на вопрос.

-в чёрном ящике находятся камешки чёрного и белого цвета. Каждый , кто присутствовал на судебном процессе тайного голосования бросал в бронзовый сосуд один из двух камней: чёрный означал — обвинение, белый – оправдание. Решение суда определялось по большинству поданных голосов.

Закрепление изученного материала

УВЗ: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по материалу

1УВМ решение задачи

2 УВМ. Беседа по прочитанному стихотворению

3 УВМ

Разрешение проблемной ситуации, созданной вначале урока

Учитель задаёт вопрос

-Как Солон сам оценивал свои реформы?

Давайте послушаем самого Солона.

Учитель задаёт вопросы по прочитанному стихотворению:

-Что Солон считает главным достижением в своих реформах?

-кто оставался рабом в Афинах?

-кто мог участвовать в выборах в Народное собрание?

-где ещё могли присутствовать свободные граждане?

Изменилась ли жизнь афинских граждан после реформ Солона?

Учитель подводит учащихся к пониманию что такое «демократия». Слова учителя:

«В результате реформ Солона демос стал участвовать в управлении государства. Это заложила основы становления демократии. «Демократия» по-гречески означает «власти демоса».

Выступление ученика в роли Солона, который читает стихотворение. Остальные ученики внимательно слушают и осмысливают ответ на поставленный вопрос учителя

Ученики отвечают на вопросы

-Главным достижением своих реформ Солон считал отмена рабства в Афинском государстве.

-В Афинах рабами были только чужеземцы

-Все свободные жители Афин

теперь присутствовать на судебных заседаниях и могли обращаться с жалобами в суд.

Учащиеся решают проблемный вопрос

Учащиеся записывают в тетрадь определение «демократия» — власть народа,

«реформы» — преобразования

Рефлексия

Учитель зачитывает отрывок -Определите, кто из деятелей Афинского государства мог сказать о себе такие слова

«Поверьте, мне было нелегко… Все, все были недовольны! Они корили меня тем, что я забыл о своём происхождении. Другие, правда ставили в заслугу, что я очистил их поля от долговых камней, но те же люди упрекали меня, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. И вообще лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов.

Да это Солон. После реформ Солон вынужден покинуть страну на 10 лет. Его реформами были недовольны все. А вот почему?

Ответ на этот вопрос вы дадите на следующем уроке

Ученики слушают учителя и осмысливают ответ на вопрос

Ответы учеников

Это Солон. Его реформами были недовольны.

Дети записывают вопрос в тетрадь:

1.Кто и почему были не довольны реформами Солона.

2. Почему Солону пришлось уехать из Афин на 10 лет.

Подведение итогов урока

1УВМ Подведение итога урока

УВЗ: оценка полученных результатов

2УВМ домашнее задание

УВЗ: Сообщить учащимся о домашнем задании. Разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность выполнения задания.

Сегодня на уроке мы познакомились с Солоном, его реформами. Узнали что такое демократия, реформы.

Оценивание итогов урока

Запишите домашнее задание прочитать параграф 30, ответить на вопросы после параграфа, ответить на мой вопрос, который вы записали в тетрадь, выполнить задание в разделе «Подумайте» на стр. 146.

Оценивают урок с помощью «радуги настроения»

Учащиеся записывают в дневник домашнее задание.

задают уточняющие вопросы

Приложение к уроку

Монолог земледельца

Теперь после реформы Солона все мои долги прощены. Теперь если у меня будут долги в неурожайный год, то отвечу за них только своим имуществом. Теперь никто не посмеет меня отдать в рабство. Теперь я буду свободен, хотя и буду голодным и в лохмотьях. Теперь моей семье нечего бояться попасть в рабы к богатому соседу. Моя семья теперь то же, будет свободна.

Солон распорядился, и моего брата вернули на родину. Когда –то он за долги был продан рабом в далёкую страну. Он так долго был на чужбине, что забыл язык эллинов. Я, как свободный гражданин могу участвовать в Народном собрании, где решаются важные государственные вопросы.

Монолог архонта.

Я не знатный человек , но теперь меня выбрали архонтом. Я занимался морской торговлей. Мои суда бороздили по Средиземному морю. Из Греции я вывозил оливковое масло, виноградное вино, изделия ремесленников. Из других стран вёз то, чего у нас в Элладе всегда не хватало – это пшеницу, а также мёд, шкуры зверей. Как архонт, я должен следить за выполнением законов

Монолог судьи

Мне 32 года и я честно трудился в ремесленной мастерской. Меня выбрали судьёй из множества кандидатов. Теперь судей выбирают по жребию. Я ничего плохого никому не сделал в своей жизни. Наверное, я пользуюсь уважением, и мне доверяют свободные граждане Афин. Как судья я обещаю судить честно, по – совести и справедливости.

Монолог ремесленника

Мы, демос, долго воевали со знатью, за отмену законов Драконта. И вот когда в 594 году архонтом стал Солон, всё изменилось. Я теперь, как свободный афинянин стал гражданином и могу разбогатеть и стать, например, архонтом и управлять полисом, или я теперь могу участвовать в работе Народного собрания. На нём мы решаем важные государственные вопросы. Могли меня теперь избрать и судьей. А что я не замечен ни в каких дурных поступках. Судей теперь избирают по жребию, и я, вполне могу быть избран. Только сначала, мою кандидатуру нужно внести в списки.

Монолог Солона

Я принадлежу к знатному роду Медонтидов. Особого богатства не имею, но и нужды не имею. С молодых лет веду морскую торговлю, которая в Греции считается почётным занятием. Мне всё интересно, поэтому, где бы я не был я всегда много разговариваю с людьми и интересуюсь, как они живут? какие у них законы? какие у них правители?. В свободное время я пишу стихи. Кто слышал, те меня хвалят. Я всегда стараюсь жить честно, никого не обижать и не обманывать. Я считаю, что честное имя дороже денег. Я так и написал в своём стихотворении:

«Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно

Я не хочу: наконец, Правда ведь все же придёт»

Добавить комментарий