Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа

Группа 2

Мастер – класс

«Технология развития

критического мышления

на уроках истории и обществознания

как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»

(выступление на РМО)

Разработала:

Трусова Марина Ивановна

учитель истории и обществознания

МБОУ Пичаевской СОШ

«Знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти».

Л.Н.Толстой

Важнейшей задачей современной системы образования в условиях ФГОС является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, создание наиболее благоприятных условий для развития личности школьника как индивидуальности.

Поэтому, одной из актуальных проблем (важной не только для российской школы, педагогического сообщества, но и для общества в целом) является определение перспективной стратегии развития системы школьного исторического образования в условиях введения новых образовательных стандартов и информационной революции.

Если ранее образование было построено путем трансляции учителем информации, то в связи с введением ФГОС главным становится формирование умения учащихся учиться самостоятельно. Добиться этого опираясь на традиционные методы обучения, невозможно. Сегодня мы должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Сегодня ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Перед учителем встает множество проблем: как можно добиться проявления внутренней активности учащихся; как мотивировать учебную деятельность; как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы?

Для разрешения этих проблем нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным. Поэтому меняется не только время, но и подходы в системе образования. Согласно ФГОС, владение педагогами современной методикой преподавания и педагогическими технологиями, является одной из значимых целей модернизации отечественной системы образования.

Такой технологией для меня является технология развития критического мышления.

Суть данной методики заключается в освоении учащимися активных способов мышления и активных способов работы с информацией, тем самым, пробуждение в них интереса к исследовательской работе, умение обобщить приобретенные знания.

Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: учащиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать, для чего это знание им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных жизненных проблем. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.

Каждый учащийся должен научиться осуществлять хотя бы несколько мыслительных действий: анализировать, сравнивать, приводить аргументы «за» или «против».

Использование мною ТРКМ помогает учащимся на уроках истории и обществознания вырабатывать: умение выражать свои мысли; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Основа технологии развития критического мышления — трехфазовая структура урока.

1 этап: фаза «Вызов»

Задачи:

1.Актуализация знаний и смыслов.

2.Пробуждение познавательного интереса.

3.Определение направления в изучении темы.

2 этап: фаза «Реализация смысла (осмысление)»

Задачи:

1. Активное восприятие информации.

2. Обмен полученной информацией

3 этап ТРКМ — фаза «Рефлексия»

Задачи:

— помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;

— помочь самостоятельно определить направления дальнейшего изучения материала.

На данной фазе учащиеся:

— соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления;

— производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы;

— выражают новые идеи и информацию собственными словами;

— самостоятельно выстраивают причинно – следственные связи.

Мастер – класс по теме : «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Изучение вопроса №2 с применением приема ТРКМ «Фишбоун»

Вопрос: О чем говорилось в законах?

Организуется работа в группах.

Учитель: для раскрытия этого вопросы воспользуемся рабочим листом №2 прием «фишбоун» (Приложение1)

и карточками с заданиями. (Приложение 2)

1.Активное восприятие информации. Выделяется основной вопрос и записывается в главную часть схемы «фишбоун» (голову)

2.Учащиеся самостоятельно работают с текстом документов из «Законов царя Хаммурапи". По ходу работы с документами заполняют схему «фишбоун» (каждая группа заполняет свою кость)

3.Учащиеся делают вывод и заполняют последнюю часть схемы (хвост).

4. Обмен полученной информацией (выступает каждая группа)

4. Работа с презентацией (сл.14-17)

5.Рефлексия.

Опыт работы показывает, что результатом применения данной технологии для учащихся является: повышение эффективности восприятия информации; повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; умение критически мыслить; умение ответственно относиться к собственному образованию; умение работать в сотрудничестве с другими.

(презентация прилагается)

Группа 1 Из законов иаря Хаммурапи

Статья 7. Если человек купит из руки сына человека ( человек -полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо раба,, либо вола, этот человек — вор, его должны убить.

Задание: 1. Определите какие группы населения указаны в законе ?

2. Заполните «Фишбоун» (кость №1)

——————————————————————————————————————————-

Прямая соединительная линия 32 Группа Из законов паря Хаммувапи

Статья 55. Если человек открыл свой канал для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.

Статья 64 Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а сам может взять 1/3 часть урожая.

Статья 267 Если пастух был нерадив, и на скотном дворе появились болезнь , то пастух, который причинил ущерб от болезни на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать их владельцу.

Статья 234 Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось, то лодочник должен из собственных средств сделать прочное и отдать судно судовладельцу

Задание : 1.Определите на основании документа о каких занятиях населения идет речь?

2. Заполните «Фишбоун» (кость №2)

3 Группа Из законов царя Хаммурапи

Статья 225 Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»

Статья 205. Если раб сказал своему господину «Ты — не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»

Задание: 1.Определите на основании документа кого наказывали по этим законам?

Справедливые были наказания или нет? 2. Заполните «Фишбоун» (кость №3)

4 Группа Из законов царя Хаммурапи

Статья 43 Если человек взял у собственника землю, но вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину (т.е.собственнику).

Статья 186 Если человек усыновит (возьмет в семью) малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то этот ребенок может вернуться в дом своего отца.

Статья 117 Если человек имеет на себе долг и отдаст в долговую кабалу (т.е. в рабство) свою жену , или сына, или свою дочь, они должны служить в доме их покупателя 3 года; на четвертый год их должно отпустить на свободу.

Статья 274, Если человек нанимает мастеров, то наемную плату,,, кирпичного мастера, ткача, плотника, строителя должен давать каждый день ",

Задание: ^Определите на основании документа кого защищали законы ? 2. Заполните «Фишбоуш (кость №4)

МБОУ Пичаевская СОШ  МАСТЕР КЛАСС Учитель  истории и обществознания Трусова Марина Ивановна

МБОУ Пичаевская СОШ

МАСТЕР КЛАСС

Учитель

истории и обществознания

Трусова Марина Ивановна

«Знания только тогда становятся знаниями , когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти». Л.Н.Толстой

«Знания только тогда становятся знаниями , когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти». Л.Н.Толстой

Проверим свои знания Да 1.Междуречие иначе называется Двуречье. 2. Там протекает река Нил 3.Человеком в Двуречье называли рабов 4. Главным богом был бог солнца - Шамаш. 5.К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. 6. Занятие определенным делом это ремесло 7.Клинопись- это узоры на посуде. 8.В природно - климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. 9. Рабами люди рождались Нет Нет Да Да Да Нет Да Нет

Проверим свои знания

Да

1.Междуречие иначе называется Двуречье.

2. Там протекает река Нил

3.Человеком в Двуречье называли рабов

4. Главным богом был бог солнца — Шамаш.

5.К богине Иштар ходили за урожаем и детьми.

6. Занятие определенным делом это ремесло

7.Клинопись- это узоры на посуде.

8.В природно — климатических условиях Египта и Двуречья много сходства.

9. Рабами люди рождались

Нет

Нет

Да

Да

Да

Нет

Да

Нет

Тема урока Тема урока

Тема урока

Тема урока

Вавилон и его возвышение

Вавилон и его возвышение

Технология критического мышления на основе приема «фишбоун»

Технология критического мышления на основе приема «фишбоун»

  • В данной технологии выделяют три основных этапа:
  • I. Вызов — пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
  • II. Осмысления содержания (получение новой информации).
  • III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

1 этап - Фаза вызова (5 мин) Задачи: Актуализация знаний и смыслов . Заполняя графу

1 этап — Фаза вызова (5 мин)

Задачи:

  • Актуализация знаний и смыслов . Заполняя графу «3» учащиеся составляют список знаний, обсуждают их и обобщают.

Учитель уточняет и обобщает их высказывания.

  • Пробуждение познавательного интереса .

Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.

  • Определение направления в изучении темы. Учащиеся самостоятельно ставят цели; определяют основные понятия и направления изучаемой темы, наполняя содержанием графу » X «.

Цели :  сегодня на уроке мы должны узнать :  1. Когда  правил Хаммурапи и когда им были изданы  законы ?  2. О чем говорилось в его законах ?  3. Какие это были законы ?

Цели :

сегодня на уроке мы должны узнать :

1. Когда правил Хаммурапи и когда им были изданы

законы ?

2. О чем говорилось в его законах ?

3. Какие это были законы ?

1 вопрос: Когда правил Хаммурапи?Когда он издал законы? (7 мин.)   Задание: сообщения учащиеся делают вывод и прослушав сообщение определите:  Кто такой Хаммурапи? Когда он правил ? Когда Хаммурапи издал свод законов?  (сообщение Поповой Леры ( Приложение 3 ))  По ходу сообщения работа с презентацией (сл.9-12)  На основании заполняют таблицу «ЗХУ» - колонку «У»

1 вопрос: Когда правил Хаммурапи?Когда он издал законы? (7 мин.)

Задание: сообщения учащиеся делают вывод и прослушав сообщение определите:

Кто такой Хаммурапи? Когда он правил ? Когда Хаммурапи издал свод законов?

(сообщение Поповой Леры ( Приложение 3 ))

По ходу сообщения работа с презентацией (сл.9-12)

На основании заполняют таблицу «ЗХУ» — колонку «У»

55  Вавилонский царь Хаммурапи   1792 по 1750 год  до н.э

55

Вавилонский царь Хаммурапи

1792 по 1750 год

до н.э

В 1901 году французской археологической экспедицией был найден интересный памятник: столб из черного базальта. Интерес ученых вызывало то, что было на нем.  Оказалось, что здесь были высечены законы царя Хаммурапи, всего 282 статьи, из них удалось расшифровать 247.  Текст состоял из трех частей: введение, основная часть, заключение .

В 1901 году французской археологической экспедицией был найден интересный памятник: столб из черного базальта. Интерес ученых вызывало то, что было на нем.

Оказалось, что здесь были высечены законы царя Хаммурапи, всего 282 статьи, из них удалось расшифровать 247.

Текст состоял из трех частей: введение, основная часть, заключение .

Глиняная табличка с текстом Законам Хаммурапи. Столб с текстом законов царя Хаммурапи.

Глиняная табличка с текстом Законам Хаммурапи.

Столб с текстом законов

царя Хаммурапи.

Бог Солнца Шамаш вручает жезл — Хаммурапи знак власти над людьми.

Бог

Солнца Шамаш вручает жезл — Хаммурапи

знак власти над людьми.

Запомни:   1792 - 1750гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи   около 1759г. до н.э. - свод законов царя Хаммурапи

Запомни: 1792 — 1750гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи около 1759г. до н.э. — свод законов царя Хаммурапи

2 - этап: Фаза реализации смысла (осмысление) -- ( 25 мин)  1. Активное восприятие информации.  Слушая сообщение и работая самостоятельно с текстом документов , учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой.  2. Сопоставление нового и старого знания . По ходу работы , учащиеся могут корректировать знания в граф е

2этап: Фаза реализации смысла (осмысление) — ( 25 мин) 1. Активное восприятие информации. Слушая сообщение и работая самостоятельно с текстом документов , учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. 2. Сопоставление нового и старого знания . По ходу работы , учащиеся могут корректировать знания в граф е «3».

2 вопрос: О чем говорилось в законах? ( 11 мин.)  Учитель: для раскрытия этого вопросы воспользуемся рабочим листом №2 ( прием «фишбоун»  Приложение4 ) и карточками с заданиями. (Приложение 5) (10 мин)  1.Активное восприятие информации.  Учащиеся самостоятельно работают с текстом документов из «Законов царя Хаммурапи

2 вопрос: О чем говорилось в законах? ( 11 мин.) Учитель: для раскрытия этого вопросы воспользуемся рабочим листом №2 ( прием «фишбоун» Приложение4 ) и карточками с заданиями. (Приложение 5) (10 мин) 1.Активное восприятие информации. Учащиеся самостоятельно работают с текстом документов из «Законов царя Хаммурапи». По ходу работы с документами заполняют схему «фишбоун» (каждая группа заполняет свою кость, соответствующую номеру группы) 2. Обмен полученной информацией (выступает каждая группа) 3. Работа с презентацией (сл.14-17)

Рабочий лист (группа№2 )  Тема «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Рабочий лист (группа№2 ) Тема «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

НАСЕЛЕНИЕ

НАСЕЛЕНИЕ

ЗАНЯТИЯ земледелие скотоводство садоводство ремесло

ЗАНЯТИЯ

земледелие

скотоводство садоводство

ремесло

Кого наказывали

Кого наказывали

Кого защищали

Кого защищали

В законах царя Хаммурапи отражена вся жизнь Вавилонского общества. Законы защищали жизнь и собственность богатых людей. Законы облегчали жизнь раба-должника. Законы были не справедливыми при наказании рабов . Законы были жестокими .

  • В законах царя Хаммурапи отражена вся жизнь Вавилонского общества.
  • Законы защищали жизнь и собственность богатых людей.
  • Законы облегчали жизнь раба-должника.
  • Законы были не справедливыми при наказании рабов .
  • Законы были жестокими .

Рефлексия  - о - бъективно перечислить исторические события , факты, новые сведения .  - - выразить свои чувства, эмоции. Что особенно понравилось на уроке.  - - обобщить все положительное.  - -выделить негативные последствия. Что оказало на вас отрицательное впечатление.  - - в оригинальной, творческой форме представить результаты изученного  -  - подведение итогов урока. ооо ооо

Рефлексия

— о — бъективно перечислить исторические события , факты, новые сведения .

— — выразить свои чувства, эмоции. Что особенно понравилось на уроке.

— — обобщить все положительное.

— -выделить негативные последствия. Что оказало на вас отрицательное впечатление.

— — в оригинальной, творческой форме представить результаты изученного

— подведение итогов урока.

ооо

ооо

Домашнее задание:   п.14, написать мини- сочинение :  «Мое отношение к первым законам в древнем мире».  Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Задание № 53 стр.44

Домашнее задание: п.14, написать мини- сочинение : «Мое отношение к первым законам в древнем мире». Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Задание № 53 стр.44

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий