Советский тыл в годы войны

Скачать документ



Ханты-мансийский Автономный округ-Югра

Нижневартовский район

Муниципальное образовательное учреждение

«Ваховская общеобразовательная средняя школа»

Урок истории

9 класс

Тема «Советский тыл в годы войны»

Учитель: Нигматулина Г.В.

Ваховск

2010 год

Урок истории

9 класс

Тема: Советский тыл в годы войны.

Тип урока: изучение нового с первичным закреплением.

Цель урока: показать роль и значение советского тыла в достижении победы над врагом в годы Великой Отечественной войны..

Основные понятия: перевод экономики на военный лад, эвакуация.

Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с примерами

трудового героизма в тылу, выявить

значение вклада тружеников тыла в победу;

2. Воспитывать патриотизм, уважение

к ветеранам, интерес к историческому

прошлому страны;

3. Развивать умение работать в группе,

анализировать информацию, делать выводы,

аргументировать собственную позицию.

Методическое оснащение урока: карточки-задания для групп, презентация «Советский тыл в годы войны», дополнительный материал о советском тыле, учебник истории России для 9 класса А.А.Данилова.

Эпиграф: «Труженики тыла,

Вы не воевали,

Но до капли силы

Фронту отдавали»

Физминутка: 1. Упражнения для позвоночника.

Структура урока:

  1. Организационный момент (мотивация).

  2. Организация домашнего задания.

  3. Актуализация знаний и целеполагание.

  4. Изучение нового материала.

  5. Первичное закрепление.

  6. Изучение краеведческого материала.

  7. Систематизация знаний, подведение итогов

  8. Рефлексия

Ход урока:

Этап урока

№ п\п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ИКТ

1.

Организационный момент.

Вступительная беседа: — Сегодня мы продолжим изучение событий Великой Отечественной войны. Вы уже знаете, как трудно было солдатам на фронте, но без помощи тыла им было бы еще трудней. Армию нужно было кормить, обувать, одевать, обеспечивать боеприпасами, техникой, горючим.

Все это создавалось тружениками тыла.

«Мозговой штурм» ( Что вы слышали о трудовом героизме в тылу?)

Цель: актуализация опорных знаний.

«Мозговой штурм»

Цель: определить уровень знаний по теме.

2.

Организация домашнего задания:

Изучить параграф 31, подготовиться к тестированию по теме.

Записать д/з в дневник.

3.

Актуализация знаний и

целеполагание.

Определение цели урока через тему. Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? Записать тему в тетрадь.

Изучать новую тему вы будете самостоятельно, работая в группах.

( инструктаж работы групп). Каждая группа представит выступление по теме. По итогам работы групп будет дан исторический диктант. (ограничить время работы) В конце урока мы вернемся к вопросу, обозначенному в проблеме:

Проблема:1. Что означает лозунг «Все для фронта, все для победы»?

2. Каков вклад тружеников тыла в победу над врагом?

Цель: определить цели урока.

Слайд 1. Тема урока и эпиграф.

Слайд 2

проблема

4.

Изучение нового материала.

Перед началом вашей работы хочется обратить внимание на статистический материал: 1. Таблица о развитии военной промышленности;

2. Возрастной и численный состав тружеников тыла.

Для изучения темы необходимо записать в тетрадь значение новых слов: эвакуация.

Работа в группах: 1 группа – изучить предпосылки коренного перелома в войне (эвакуация и военная промышленность)

2 группа – изучить вклад науки и образования в победу (конструкторы военной техники)

3 группа – изучить вклад деятелей культуры в победу ( писатели, артисты, СМИ)

4 группа – изучить роль церкви в годы войны (чудеса на войне)

Микроитог: 1. выступление 1 группы:

— Какие трудности возникли в период эвакуации?

2. выступление 2 группы:

— Как открытия ученых смогли изменить положение на фронте?

3. выступление 3 группы:

— Какое значение имели выступления артистов театра и кино в госпиталях и на фронте?

4. выступление 4 группы:

— Чем были вызваны перемены в отношениях государства и церкви в годы войны?

(коррекция ответов учащихся)

(физминутка)

Цель: формирование

понятий по новой теме.

Работа в тетради.

Групповая работа по учебнику и дополнительному материалу

Цель: изучить учебник и дополнительный материал по теме, подготовить сообщение.

Сообщения учащихся по итогам работы групп

Физминутка.

Слайд 3-4 статистика

Слайд 5

словарь

Слайд 6

плакаты

5.

Первичное закрепление: (диктант)

  1. В какую часть страны были эвакуированы заводы и фабрики из центральных районов СССР?

  2. В каком году наблюдается стремительный рост производства в военной промышленности СССР?

  3. На чем писали школьники в годы войны из-за нехватки бумаги?

  4. Кто руководил научным коллективом, разработавшим в годы войны первые советские радиолокаторы?

  5. Скольких писателей военного времени наградили званием Герой Советского Союза?

  6. Как назывался первый фронтовой театр?

  7. Назовите композитора, который в блокадном Ленинграде написал знаменитую Ленинградскую симфонию?

  8. Как называлась танковая колонна, построенная на деньги, собранные церковью?

  9. Какое чувство заставило весь советский народ сплотиться в годы войны для борьбы с врагом?

Микроитог:

— Что означает лозунг: «Все для фронта, все для победы»?

Цель: закрепить полученные знания, самопроверка диктанта

Цель: сделать выводы по теме.

Слайд 7

Ключ к диктанту

6.

Изучение краеведческого материала:

— Ханты-Мансийский автономный округ в годы войны находился в глубоком тылу, но его труженики внесли весомый вклад в победу.

Сообщение Муталлими Венеры о труженице тыла Козловой Анне Захаровне.

Микроитог:

— Как помогали труженики тыла ХМАО фронту?

Цель: охарактеризовать вклад тружеников округа в победу

Слайд 8-10

Округ в годы войны

7

Систематизация знаний, подведение итогов:

Свободный микрофон: Каков вклад тружеников тыла в победу над врагом в годы войны?

Цель: систематизировать знания по теме

Слайд11

Тружени-

кам тыла

8.

Рефлексия.

— Оцените урок, прошел ли он с пользой для вас?

— Над чем он заставил вас задуматься?

— Что бы вам хотелось изменить в себе?

— Что больше затронула тема урока: ум или душу?

Всех благодарю за урок.

Цель: дать оценку уроку.

Реализация на уроке требований к уровню подготовки выпускника основной школы по истории:

  1. Понимание значимости вклада тружеников тыла в победу.

  2. Знание краеведческого материала по теме.

  3. Умение анализировать ситуацию, делать выводы, защищать свою точку зрения.

Труженики тыла, Вы не воевали, Но до капли силы Фронту отдавали…

Труженики тыла,

Вы не воевали,

Но до капли силы

Фронту отдавали…

Цель урока: Раскрыть роль и значение тыла как одного из важнейших факторов победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Цель урока:

  • Раскрыть роль и значение тыла как одного из важнейших факторов победы советского народа в Великой Отечественной войне.
  • Познакомиться с вкладом тружеников тыла ХМАО в победу над врагом.

Проблема

Проблема

  • Что означает лозунг «Все для фронта, все для победы»?
  • Каков вклад тружеников тыла в общее дело разгрома врага?

Словарь урока

Словарь урока

  • Эвакуация – вывоз населения, предприятий, материальных ценностей из местностей, находящихся под угрозой какого-либо бедствия.

Объем производства в важнейших отраслях военной промышленности в процентах 1940 году Промышленность 1941год авиационная 126 танковая 1942год 1943год 178 112 вооружения 223 146 боеприпасов 184 191 152 234 200 218 264

Объем производства в важнейших отраслях военной промышленности в процентах 1940 году

Промышленность

1941год

авиационная

126

танковая

1942год

1943год

178

112

вооружения

223

146

боеприпасов

184

191

152

234

200

218

264

Возрастной и численный состав тружеников тыла Вторая половина 1941 года – на производство пришли 360 тысяч учащихся 8-10 классов; 1944 год – среди рабочих тыла 2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков; Трудовая мобилизация затронула  12 млн. человек, из них в промышленности 53% женщины.

Возрастной и численный состав тружеников тыла

  • Вторая половина 1941 года – на производство пришли 360 тысяч учащихся 8-10 классов;
  • 1944 год – среди рабочих тыла 2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков;
  • Трудовая мобилизация затронула

12 млн. человек, из них в промышленности 53% женщины.

Плакаты военного времени

Плакаты военного времени

Ключ к диктанту

Ключ к диктанту

  • 1.На Восток
  • 2.1942 год
  • 3. Старые газеты
  • 4. Иоффе
  • 5. 10
  • 6. Искра
  • 7. Д.Шостакович
  • 8. Имени Дмитрия Донского
  • 9. Патриотизм

Лесная промышленность фронту Фронту поставляли сосну и берёзу для авиафанеры, лыжного бруса, ружейных болванок.   В округе добывали живицу, дёготь, изготовляли хвойные настойки, собирали лесные ягоды и лекарственные растения.  Нахрачинский экстрактно- варочный комбинат изготовлял ягодный экстракт  Ханты- Мансийский леспромхоз получил в 1945 году за трудовой героизм Красное Знамя ГКО на вечное хранение.

Лесная промышленность фронту

Фронту поставляли сосну и берёзу для авиафанеры, лыжного бруса, ружейных болванок.

В округе добывали живицу, дёготь, изготовляли хвойные настойки, собирали лесные ягоды и лекарственные растения.

Нахрачинский экстрактно- варочный комбинат изготовлял ягодный экстракт

Ханты- Мансийский леспромхоз получил

в 1945 году за трудовой героизм Красное

Знамя ГКО на вечное хранение.

Помощь фронту жителей округа За годы войны округ внёс в фонд обороны страны свыше 50 млн рублей деньгами и драгоценностями  На деньги жителей округа построена подводная лодка «Водник Сибири» и танковая колонна «Омский колхозник»  На взносы молодёжи Берёзовского района и педагогов Ларьякского района построены самолёты «Омский комсомолец» и «Народный учитель»  На средства детей от сбора лекарственных растений и макулатуры построены танки «Павлик Морозов», «Юный пионер Севера»

Помощь фронту жителей округа

За годы войны округ внёс в фонд обороны страны свыше 50 млн рублей деньгами и драгоценностями

На деньги жителей округа построена подводная лодка «Водник Сибири» и танковая колонна «Омский колхозник»

На взносы молодёжи Берёзовского района и педагогов Ларьякского района построены самолёты «Омский комсомолец» и

«Народный учитель»

На средства детей от сбора лекарственных растений и макулатуры построены танки «Павлик Морозов», «Юный пионер Севера»

Война в судьбе труженицы тыла Козловой Анны Захаровны Козлова Анна Захаровна родилась 31 марта 1931 года в деревне Заливино, Омской области. Закончила Анна Захаровна всего два класса ;  Вместе с подругой пололи поля ; собирали осиновые шишки для питомника ;  Вязали снопы, заготовляли сено и солому для коров и лошадей  Зимой рубили солому, жмых ; вязали рукавицы, носки и посылали на фронт.  Анна Захаровна награждена медалью к 60 летию Победы, имеет звание « Ветеран труда»

Война в судьбе труженицы тыла Козловой Анны Захаровны

Козлова Анна Захаровна родилась 31

марта 1931 года в деревне Заливино, Омской области. Закончила Анна Захаровна всего два класса ;

Вместе с подругой пололи поля ; собирали осиновые шишки для питомника ;

Вязали снопы, заготовляли сено и солому для коров и лошадей

Зимой рубили солому, жмых ; вязали рукавицы, носки и посылали на фронт.

Анна Захаровна награждена медалью к

60 летию Победы, имеет звание

« Ветеран труда»

Свободный микрофон

Свободный микрофон

  • Каков вклад тружеников тыла в общее дело разгрома врага?

Труженикам тыла посвящается… Фронтовикам в день майский честь и слава! На их груди сверкают ордена, Но тыл в победу сил вложил немало. Фронт трудовой! Была им вся страна !

Труженикам тыла посвящается…

Фронтовикам в день майский честь и слава!

На их груди сверкают ордена,

Но тыл в победу сил вложил немало.

Фронт трудовой! Была им вся страна !

Добавить комментарий