Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Государство на берегах Нила»

Скачать документ



Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Средняя образовательная школа № 13

Открытый урок

по истории в 5 классе.

на тему: «Государство на берегах Нила»

Разработан учителем математики ГБОУ СОШ №13:

Ситникова Л.С.

г.о. Жигулёвск 2015

Открытый урок по истории в 5 классе.

Изучение темы «Государство на берегах Нила».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: Изучение и первичное закрепление новых знаний (лекция с элементами беседы).

Педагогические задачи: Дать представление о местонахождении Египта на карте мира и особенностях природных условий, процесса образования единого государства в Древнем Египте.

Планируемые результаты

Предметные:

Овладевать целостными представлениями об историческом пути Древнего Египта; устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни египтян; работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.

Метапредметные УУД:

познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий, терминов; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга;

регулятивные: готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия; умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, схемы для решения учебных и познавательных задач

коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определение понятий, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознать важность изучения истории; выражать своё отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Образовательные ресурсы: учебник, карта «Древний Египет», контурные карта в рабочей тетради, дополнительный исторический материал по теме, интернет ресурс, проектор, мультимедийная презентация.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

основные виды деятельности

Формируемые УУД

1

2

3

4

1. Организация начала урока

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя.

Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку (наличие учебников, тетрадей и других принадлежностей.)

Быстрое включение в деловой ритм , вежливое общение.

2.Постановка учебной задачи

Примерно 5 тыс. лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Одно из первых крупных царств возникло и на берегах реки Нил. С ним мы и начнем знакомиться на наших уроках. Тема урока « Государство на берегах Нила». Показывает презентацию. План урока: 1. Страна Египет. Разливы Нила. 2. Объединение Египта. Проблемные вопросы: 1. Почему первые цивилизации появились на берегах великих рек Древнего Востока. Прав ли древнегреческий историк Геродот, когда называл Египет «даром Нила»?

Внимательно слушают.

Регулятивные: принимают учебную задачу. Отвечают на вопросы.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Местоположение Древнего Египта.

Вы правильно предположили, что знакомясь с государством необходимо прежде всего дать: характеристику его географического положения. Мы отправляемся в путешествие по стране Египет. Для того чтобы вернуться домой нам необходимо быстро, а самое главное правильно выполнять задания. От этого и будет зависеть и ваша оценка. Я буду вашим гидом. Итак, в путь!

— Ваша первая задача — изучить местоположение и природные условия Древнего Египта. Для этого вам необходимо работая с картой на странице с.33 учебника текстом п.1,2 § 6 и дополнительным материалом, выделить ключевые понятия из предложенного текста и по ним составить рассказ: о географическом положении Египта. Работа с картой «Древний Египет». Обучает учащихся словесному определению местоположению страны на карте.

-Древний Египет расположен в Северо-Восточной Африке.

Показывают на карте и словесно определяют местоположение Древнего Египта на карте мира.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других.

Природные условия долины Нилы. Условия жизни и занятия населения.

Ученики называют, учитель записывает на доске ключевые понятия, которые помогут познакомиться с природными условиями долины Нила:

  • Северо-Восточная Африка

  • пустыня

  • Нил

  • финиковые пальмы

  • папирус

  • дикие животные

  • пороги

  • дельта

  • оазисы

  • Египет

  • разливы Нила

  • ил

  • земледелие

— Составьте рассказ пользуясь этими терминами.

— Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия.

Находят на карте 1-й нильский порог, дельту Нила, объясняют причины разлива Нила. Называют природные условия благоприятные для земледелия: тепло, влага, почва.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Образование единого государства в Египте

— Как и когда на территории Египта образовалось государство?

Учитель рассказывает об образовании единого государства в Египте с помощью карты-схемы. Объясняет термин «государство», его признаки (территория, органы управления (власть), законы, армия, налоги)

— Сейчас мы сыграем с вами в игру «Внимательный слушатель». Вы должны, слушая мой рассказ и работая с картой выделить главные мысли. Проверка выполнения задания. Запись на доске.

1. 40 государств вели войны

2. Выделение Южного и Северного царств

3. Победа Южного царства и создание единого государства.

4. 3000 лет до н.э.

5. Повелители Египта – фараоны

6. Столица – Мемфис.

Рассказывают об образовании единого государства в Египте, называют дату около 3000 г. до н.э., используют термины.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи.

4.Закрепление знаний и способов действий.

Древний Египет. Природа. Объединение государства.

— С какой страной мы сегодня познакомились? Покажите её на карте и словесно опишите её местоположение.

— Благодаря каким природным особенностям жители Египта могли получать высокие урожаи?

— Какие два египетских царства были объединены в единое государство? Когда?

И выполним творческое задание. Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Прав ли он был?

Читают историческую карту, описывают местоположение Древнего Египта, называют дату объединения государства: называют природные особенности Египта, благоприятные для земледелия; используют термины.

Регулятивные: оценивают результаты работы, определяют что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Термины

Учитель предлагает в парах выполнить взаимопроверку терминов: дельта, речные пороги, речной ил, оазис в пустыни, рельеф, фараон, объединение, государство, столица.

Объясняют значение терминов

Коммуникативные УУД: принимают участие в работе парами, контролируют действия партнера.

5.Подведение итога урока.

Рефлексия

— Закончите предложения:

  • На уроке я работал …

  • Своей работой на уроке я …

  • Урок для меня показался …

  • За урок я…

  • Моё настроение …

  • Материл урока мне был…

  • Домашнее задание мне кажется…

Оценивание ответов учащихся.

Заканчивают предложения:

Активно/пассивно

Доволен/недоволен

Коротким/длинным

Не устал/устал

Стало лучше/стало хуже

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Легким/трудным

Интересно/неинтересно

Регулятивные:

Проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке;

Прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.

6.Домашнее задание

Комментирует задание

§6

Дифференцированное задание:

  1. Для сильных учеников – сравнить природу нашей страны с природными условиями Египта.

  2. Для средних учеников – ответить на вопрос: «Что означают слова из хвалебной песни египтян Нилу: все живут благодаря ему?»

  3. Для слабых учеников – ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Добавить комментарий