Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( для детей старшей группы «В МУЗЕЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №7 «Умка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

(музыкальное воспитание)

для детей старшей группы

«В МУЗЕЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

Разработала: Т.Р. Ференец,

старший воспитатель;

М.А. Владельщикова,

музыкальный руководитель

г. Верхний Уфалей

Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами и их звучанием. Продолжать учить детей слушать музыку. Расширить музыкальный кругозор дошкольников. Формировать способность анализировать музыкальное произведение. Обогащать и активизировать словарный запас детей новыми словами и терминами: музыкант, дирижёр, оркестр, аккордеон.

  2. Развивать умение осознанно воспринимать форму музыкального произведения, закреплять понятие трёхчастной формы. Развивать навыки детей в процессе игры в оркестре. Развивать музыкальное мышление, слуховое и зрительное внимание. Развивать познавательный интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания в процессе слушания музыкального произведения. Развивать чувство ритма, координацию речи и движения, ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.

  3. Воспитывать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение.
    Воспитывать дружелюбное отношение между детьми, желание помочь.
    Воспитывать стремление выполнять правила игры.
    Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям.

Пособия и материалы: ударные, шумовые, духовые и струнные музыкальные инструменты; иллюстрации музыкальных инструментов, геометрические фигуры; деревянные палочки, колокольчики (по количеству детей); фланелеграф; аудиозапись пьесы А.Гречанинова «Моя лошадка»;
пособие «Весёлый оркестр».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

(дети заходят в зал под музыку друг за другом и встают полукругом)

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся! Сейчас я буду вам петь песенку, а вы внимательно слушайте и повторяйте за мной.

ПРИВЕТСТВИЕ «Здравствуйте, гости!»

«Здравствуйте ручки! Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ, топ!

Здравствуйте щечки! Плюх, плюх, плюх, плюх! (слегка похлопать по щекам)

Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок, чмок! (имитируют поцелуй направо и налево)

Здравствуй, мой носик! Пим, пим, пим, пим! (слегка надавливать на нос пальцем)

Здравствуйте гости! Здравствуйте всем! (машут рукой)

Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята, мы со всеми поздоровались.

В зал забегает Незнайка

НЕЗНАЙКА: Со мной не поздоровались. Здравствуйте.

Музыкальный руководитель: Здравствуй, Незнайка.

НЕЗНАЙКА: Помогите мне, пожалуйста, скоро в Солнечный город приедут
гости. Нужно подготовить концерт, сыграть на музыкальных
инструментах, но я не знаю, что это такое?

Музыкальный руководитель: Ребята, поможем Незнайке узнать, что такое музыкальные инструменты? Присоединяйся к нам. Я приглашаю вас, ребята,
и тебя, Незнайка, в музей музыкальных инструментов.

ДЕТИ ПОДХОДЯТ К ВЫСТАВКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Музыкальный руководитель: Ребята, назовите музыкальные инструменты, которые вы видите на выставке.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Музыкальный руководитель: Я хочу предложить вам поиграть в игру. Она называется «УГАДАЙ ПО ЗВУЧАНИЮ». Нужно внимательно послушать музыкальную загадку и правильно назвать инструмент (фортепиано, гитара, труба, скрипка, бубен).

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЭЛЕКТРОННО-МУЗЫКАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР»

Музыкальный руководитель: Верно назвали. На какие группы делятся музыкальные инструменты? Почему их так называют? Например: к какой группе музыкальных инструментов относятся ГИТАРА, ПИАНИНО, ТРУБА?

Музыкальный руководитель: Хорошо, сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним интересным музыкальным инструментом.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ АККОРДЕОН

Музыкальный руководитель: А вы знаете, как он называется?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Музыкальный руководитель: А называется он «аккордеон». Посмотрите, что есть у аккордеона (рассматривание аккордеона). Вы хотите послушать, как он звучит?

ДЕТИ: Да.

Музыкальный руководитель: Давайте присядем на стулья. Сегодня к нам в музей я пригласила исполнителя. Как называется человек, который исполняет музыку?

ДЕТИ: Музыкант.

Музыкальный руководитель: Верно, музыкант. Он исполнит для вас на аккордеоне русскую народную песню «Ехал казак».

Музыкальный руководитель: Спасибо большое за такое прекрасное выступление (проводить музыканта). Ребята, как называется этот инструмент? Незнайка, повтори название и ты. А вам понравилось звучание этого инструмента? Какой у него голос?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Музыкальный руководитель: Аккордеон звучит мягко, певуче, ласково, нежно. Ребята, вы знаете, что первые музыкальные инструменты изобрели дети, это было давно, когда люди не умели строить жильё и жили в пещерах. Вместо игрушек у детей были обыкновенные камни или деревянные палочки. Дети играли палочками и получался звук, так и получились первые музыкальные инструменты. Ребята, а вы знаете, чтобы научиться играть, нужно уметь слушать музыку. В этом нам помогут обыкновенные деревянные палочки. Подойдите к скамейке и возьмите по две палочки в руки. А теперь встанем в круг. Незнайка, и ты присоединяйся к нам.

ИГРА: «СКАЧИТЕ ПАЛОЧКИ»

(И.ГАЛЯНТ «ВЕСЁЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ», с. 53)

Правила игры: я буду читать стихотворение и выполнять упражнение палочками, а вы смотрите на меня и повторяйте за мной.

Вы скачите палочки, как солнечные зайчики,

Прыг – скок, прыг – скок,

Прыгай с пятки, на носок,

Правой ножкой топ-топ,

Левой ножкой топ-топ,

На головку сели, песенку запели.

Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы считаете, к какой группе музыкальных инструментов относятся палочки?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Музыкальный руководитель: Правильно, положите палочки обратно и займите свои места. А сейчас я хочу рассказать вам еще об одном ударном инструменте. А что это за инструмент вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать. Слышен будет перезвон:
Динь –динь –дон, динь-динь-дон.

Что это за инструмент?

ДЕТИ: Колокольчик.

Музыкальный руководитель: Правильно, колокольчик. Колокольчики живут у людей с давних времён. Ребята, где использовали колокольчики?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Музыкальный руководитель: Запрягают лошадей, чтобы отправиться в дорогу, а под дугой висит колокольчик. Со звоном ехать веселей, а в пургу и непогоду со звенящим колокольчиком легче было не сбиться с пути. Вот как композитор Гречанинов передал звучание колокольчика в пьесе «МОЯ ЛОШАДКА». Послушайте и определите, сколько частей в этом произведении, и каков характер музыки.

СЛУШАНИЕ ПЬЕСЫ

Музыкальный руководитель: Еще раз скажите название пьесы.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Музыкальный руководитель: Сколько частей вы услышали?

Музыкальный руководитель: Какой характер музыки в первой части?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Музыкальный руководитель: Какой характер музыки во второй части?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Музыкальный руководитель: Какой характер в музыки третьей части?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Музыкальный руководитель: Что вы услышали в этой музыке, какое настроение у вас вызвала эта мелодия? (Если дети затрудняются, задать наводящие вопросы: как звучала мелодия: быстро или медленно, что вам хотелось сделать под эту музыку?).

ДЕТИ: Радостное, приподнятое, стремительное, звонкое.

Музыкальный руководитель: На каком музыкальном инструменте была исполнена эта пьеса?

ДЕТИ: Фортепиано (пианино).

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, в какой части произведения слышен звон колокольчиков? (Если дети будут затрудняться, еще раз прослушать). ИТАК, в пьесе «МОЯ ЛОШАДКА» 3 части, 1 часть – лошадка поехала, 2 часть – звенит колокольчик, 3 часть – лошадка едет и уезжает. А сейчас я предлагаю показать это с помощью схемы. Какой геометрической фигурой мы изобразим лошадку? (если дети затрудняются, то предложить прямоугольник). А какой фигурой колокольчик? (выложить всё на фланелеграфе).Сейчас я вам предлагаю побыть «музыкантами», и подыграть на колокольчиках. Напомним Незнайке, в какой части звучали колокольчики (показать на фланелеграфе). Приготовились, а помогать вам будет схема.

ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ ПЬЕСЫ «МОЯ ЛОШАДКА» И ПРОИГРЫВАНИЕ НА КОЛОКОЛЬЧИКАХ.

Музыкальный руководитель: А теперь колокольчики отнесите в наш музей музыкальных инструментов. Ребята, если несколько инструментов будут играть вместе, как они будут называться одним словом?

ДЕТИ: ОРКЕСТР

Музыкальный руководитель: Правильно, оркестр – когда много инструментов играют вместе. А кто руководит оркестром?

ДЕТИ: Дирижер.

Музыкальный руководитель: Верно, дирижёр, а чем он помогает дирижировать себе?

ДЕТИ: Палочкой.

Музыкальный руководитель: Правильно, помогает ему дирижерская палочка. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «ОРКЕСТР». Встаньте в круг, Незнайка, и ты с нами, сядьте на коленочки – мы положим перед вами инструменты. Я расскажу вам правила игры: пока звучит музыка, вы легким бегом двигаетесь по кругу, только музыка остановилась, вы садитесь у инструмента, напротив которого остановились, берете его в руки. Чтобы вы слаженно играли, вами будет руководить дирижер, а попросим мы подирижировать воспитателя … .

Я назначен дирижёром,

Весь оркестр в руках держу,

За моей рукой следите,

Всё, что нужно покажу.

Музыкальный руководитель: Как только … взмахнет палочкой, вы начинаете играть, как только палочка перестает взмахивать, вы прекращаете играть. Попробуем?

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ОРКЕСТР»

Музыкальный руководитель: Понравилась вам игра, ребята? А тебе, Незнайка? Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали в нашем музее? С каким инструментом познакомились? Как он называется? Повторим все вместе еще раз его название для Незнайки. А ты, Незнайка, понял, что такое музыкальные инструменты и оркестр?

НЕЗНАЙКА: Да. Спасибо, ребята. До свидания.

Музыкальный руководитель: До свидания. Ребята, мне сегодня было приятно работать с вами (дифференцированная оценка работы детей). Спасибо вам за работу. Мне пора с вами попрощаться. Возвращайтесь за ведущим в группу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий